![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Группа: Участник форума Сообщений: 782 Регистрация: 27.9.2007 Из: Murom Пользователь №: 1586 ![]() ![]() |
Дорогие друзья!
Эту страничку на форуме я посвящаю журналу “Insterburger Brief”. Время от времени я буду выкладывать сюда переводы статей из этого издания, которые не вписываются в рамки прочих тем. Это могут быть просто художественные статьи или заметки. Частота появления переводов будет целиком и полностью зависеть от моего настроения, вдохновения, расположения Марса по отношению к Юпитеру, пожеланий левой пятки спозаранку и прочее, прочее…. Не судите строго люди добрые, ибо стараюсь как могу. Первым произведением неожиданно выступит Рождественская история. И хотя дело сейчас вовсю движется к весне, мы с вами ненадолго окунемся в праздничную атмосферу любимого Инстербурга. Итак: “Insterburger Brief” декабрь 1961 Тихая ночь… РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК В ИНСТЕРБУРГЕ (WEIHNACHTSABEND IN INSTERBURG) Он был точно таким же, что и в других городах. В последние часы перед закрытием магазинов толпы озабоченных горожан заполняли улицы Инстербурга. От “Мира на Земле” (рождественский гимн. прим. переводчика) не осталось и следа. Спешащие, нервозные люди, устремлялись по магазинам – усталые, с вымученными улыбками, продавцы, встречали их за прилавками. На обдумывание того, что и кому подарить, уходили целые недели: “…может это… а может подвернется что-то получше… впрочем, в запасе еще много времени…”. Так постепенно приближался, а затем неожиданно наступал Святой Вечер! Ну, слава Богу, он пришел! Над Альтер Маркт раздался звон колокола Лютеркирхи, возвестивший о том часе, когда, согласно предписанию полиции, должны были закрыться все магазины. ![]() Наконец последний клиент был обслужен и господин Кошева, со вздохом облегчения, стал закрывать за ним дверь магазина парфюмерно-галантерейных и аптекарских товаров Готтвальда на Альтер Маркт. Но не успел он этого сделать, как к нему впопыхах ворвался еще один посетитель: “Ради Бога, подождите!” Это был старый клиент и господин Кошева, быстро пробормотав рождественское приветствие, впустил его. “мне срочно необходима большая бутылка “4711” (туалетная вода. прим. переводчика) для моей тещи… Я совершенно о ней забыл…!” Подобные сцены происходили и у Лидеманна напротив, и у Гутовски в узкой части Альтер Маркт – там так же было множество тех, кто “совершенно о чем-то забыл”. И не только у них случалось подобное, но и во всех других магазинах – исключая, разве что, большие торговые дома по торговле текстилем, такие как Дауме, Швейгер, Брендель и другие. Там решетки не поднимали даже для старых клиентов. К тому же текстиль не относился к категории “быстрых” покупок. В цветочном магазине Роде сняли с витрины один из последних кашпо для кого-то из “совершенно о чем-то забывших”. Покуда улицы постепенно пустели, в витринах ещё долгое время продолжал гореть свет: владельцы магазинов и персонал устраняли последствия дневного “нашествия”. Затем всё стихло и у них. Улицы еще напоминали “беговые дорожки” по которым люди уже не гуляли, а спешили по домам. Их шаги окрыляло радостное предвкушение приближающегося праздника. Фонарщик, с длинным шестом в руках, ходил от одного объекта своих забот к другому. Пошел снег, и вихри снежинок закружились в танце вокруг газовых фонарей. “Воистину Рождественская погода…”, пробормотал фонарщик, поднимая воротник своей куртки и спеша дальше. Хотя Инстербургские фонари и зажигались автоматически, но их газовые вентили необходимо было время от времени регулировать при помощи шеста фонарщика. В Рождественский Сочельник их огни должны гореть как следует!”. ![]() Улицы вновь заполнились людьми. Закутанные в теплые одежды семьи направлялись в кирхи. Повсюду звонили колокола, призывая к Рождественскому богослужению, которое должно было начаться с наступлением вечера. Правда, в католической кирхе оно наступало лишь в полночь. В то время как Карл Шёне, в великолепной Лютеркирхе прославлял на органе рождение Сына Божьего, в Меланктонкирхе то же самое делал Трауготт Федке, а в Реформаторской кирхе Нидерштрассер. Церковные хоры исполняли хорошо известные рождественские гимны, а перед алтарем, у рождественской ёлки, мерцали свечи. Всё это было так прекрасно и захватывающе, а проповеди священников столь убедительны, что слушатели замерли – впрочем, только их взрослая часть, поскольку дети беспокойно ёрзали на своих местах. В них сквозило единственное желание: когда же всё это наконец закончится – когда же священник скажет Аминь! И вот этот момент наступил! Ликующие детские голоса влились в заключительный рождественский хорал. Горожане заспешили по домам: дети задавали темп! После того, как был быстро съеден праздничный ужин, наконец раздался “звоночек”! Собственно от ужина можно было и совсем отказаться, тем более никто не был голоден. Но необходимо было соблюдать заведенный порядок даже в Рождественский Сочельник. Всё это было настолько увлекательно! Когда же, наконец, с лестницы послышатся тяжелые шаги Санта Клауса? Скоро этот момент наступит! Матушка вот уже как четверть часа ушла в большую комнату, в которую никого не пускали со вчерашнего вечера. У маленькой Гертруды пухлые щечки расцвели ярко-красным румянцем, а маленький Фриц хвастал, будто знает, что под маской Санты скрывается дядя Макс. В дверь глухо постучали. Матушка вернулась из комнаты, оставив дверь в неё открытой. Там стояла нарядная рождественская ёлка, на чьих ветвях мерцали белые свечи. И тут вошёл Санта Клаус, облаченный в лохматую шкуру (маленький Фриц утверждал, что это была вывернутая наизнанку папина шуба), с глубоко надвинутой на лоб шапкой (конечно заснеженной – снег не успел растаять даже в тепле комнаты), с длинной белой бородой (из-за которой он наверняка плохо видел). В одной руке он сжимал посох, которым грозно размахивал, а в другой держал закинутый за спину мешок. Маленькому Фрицу стало немного не по себе. Маленькая Гертруда спряталась за матушкину спину, и Фриц тоже стал искать место, куда бы мог сбежать. Низким голосом Санта поинтересовался, не ошибся ли он и здесь ли живут благовоспитанная Гертруда и непослушный Фриц. Оба, дрожащими голосами, подтвердили это – но лишь после того, как матушка пару раз подбодрила их. А затем Санта стал припоминать их маленькие грешки, совершенные ими в течение года, чем они были крайне удивлены. Неохотно и заикаясь – матери пришлось помогать Фрицу – они зачитали рождественские стихи. После этого стало казаться, что лицо Санты просто лучится доброжелательностью. Он отложил в сторону грозный посох и раскрыл свой мешок. Там было всё: коляска для кукол и кукла с закрывающимися глазами для маленькой Гертруды, а для маленького Фрица деревянная железная дорога и игрушечная конная повозка с бочками. Сколько было счастья! Они совершенно не слышали, что им напутствовал Санта. Они обрадовались, когда он ушёл, потому что могли всецело заняться своими игрушками. Позже Фриц сказал, что это был все же дядя Макс, так как на Санте были надеты не правильные сапоги, а туфли, какие всегда носит дядя Макс. Покуда отец затягивался рождественской сигарой, матушка сидела на диване со счастливой улыбкой и, глядя на свечи, предавалась мечтам. С улицы доносилась музыка. Это надо было видеть! Несмотря на зажженные рождественские свечи, повсюду распахивались окна. Четыре человека стояли на углу улицы под ярким газовым фонарем и исполняли “С высоких небес…”. Вокруг них танцевали снежинки. Мой Бог, как это было восхитительно и торжественно! И неважно, что исполнителям не всегда удавалось взять нужную ноту, и что температура в комнатах стала падать из-за сильного мороза – люди их слушали. А когда музыканты заканчивали играть, то переходили к следующему углу улицы. Автор, увы, неизвестен Сообщение отредактировал Stewart - 3.3.2013, 7:17 -------------------- Искренне ваш, Евгений Стюарт
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Группа: Участник форума Сообщений: 782 Регистрация: 27.9.2007 Из: Murom Пользователь №: 1586 ![]() ![]() |
Сегодня вашему вниманию предлагается статья доктора Грюнерта об истории Реформаторской кирхи, а вернее о ее священнослужителях. Когда-то на страницах данного форума мы пытались разобраться, что же за здание такое было изображено на одной из ниже приведенных фотографий и где оно находилось. Спустя некоторое время мы разобрались, но сколько всяких предположений обрело свою жизнь перед этим!
После сноса старой кирхи на ее месте было построено здание Дрезденского банка (Гинденбургштрассе №10), а после войны очередная хрущевка. "Insterburger Brief" август 1961 Об Истории Реформаторской Кирхи в Инстербурге (ZUR GESCHICHTE DER REFORMIERTEN KIRCHE IN INSTERBURG) Собирая материал по истории Инстербурга можно встретить лишь разрозненные упоминания о Реформаторской кирхе. Позднее Е. А. Хенниг (E. A. Hennig) подробно остановился на этой теме в своей работе “Описание города Инстербурга”, напечатанной Кантером в 1794 году в Кенигсберге. В этом труде, раздел, посвященный Реформаторской кирхе и ее священникам, весьма примечателен. В нем благожелательно повествуется о появлении реформаторской общины, исповедовавшей протестантское вероисповедание. Мы приводим здесь главу о Реформаторской кирхе в той самой стилистике, как это наблюдается у Хеннига. Он пишет reformit вместо reformiert и Gemeine вместо Gemeinde, Glokken вместо Glocken и т. д. (впрочем для нас это не имеет абсолютно никакого значения. прим. переводчика) (Хенниг, Описание города Инстербурга. Кенигсберг 1794) Инстербургская Реформаторская Кирха “Реформаторская кирха располагается у Гольдапских ворот, и имеет небольшие размеры, внутри просторная и светлая, имеет 2 хора соединенных друг с другом, одну звонницу, и один колокол. (Во время похорон протестантов использовался колокол Лютеранской кирхи/Лютеркирхи). Реформаторская община в Инстербурге к 1701 году уже существовала. Она возникла благодаря шотландцам, которых в Пруссию, в прошлом веке, привели торговые дела, и многие их респектабельные семьи поселились в Инстербурге. В те времена, в здешнем замке, жила княгиня Сапега, и община имела не только молитвенную комнату в этом замке, но и ausgewürkt первого проповедника. После последней великой чумы 1709 года, унесшей жизни многих горожан и жителей окрестностей, дефицит людей был восполнен швейцарской колонией, многочисленные семьи которой осели здесь, и в значительной степени увеличили реформаторскую общину в 1711 и 1712 годах. Такой прирост прихожан привел к необходимости второго, французского, проповедника. Король Фридрих Вильгельм Первый даровал общине в 1730 году кирху, пожертвовав на ее строительство из королевской казны 6000 талеров. Кирха, стоящая по сию пору, была построена и 14 августа 1735 года государственный тайный советник и президент поместного суда барон фон Бюлов (Baron von Bülow), торжественной речью объявил ее открытой. Община разрослась еще больше, когда прибыли колонии переселенцев из Пфальца и Нассау.” ![]() ![]() Старая Реформаторская кирха на Гольдаперштрассе. Построена в 1735 году. Снесена в 1887 году. Далее по Хеннигу. Если теперь мы попытаемся проследить историю этой общины на примере ее отдельных священнослужителей, то вначале необходимо заметить, что с 1736 года их было двое. Второй (для удобства будем называть его заместителем. прим. переводчика), долгое время, каждое первое воскресенье месяца проводил службу (богослужение) на французском языке. Поначалу церковный надзор осуществлял реформаторский инспектор из Гумбиннена. Так было вплоть до приезда, примерно в 1730 году, в Инстербург, Якоба Тамнау (Jacob Tamnau). Первого реформаторского проповедника звали Эрнст Кристиан Кёниг (Ernst Christian König). Родом он был из Гернроде (ныне земля Саксония-Ангальт. прим. переводчика). 16 февраля 1701 года он был приглашен в качестве проповедника в Инстербург. Ему приходилось вести службу, несмотря на отсутствие замковой кирхи. В его обязанности также входило обучение детей из общины основам христианского учения, что он делал каждую субботу. Он также возглавлял реформаторскую общину швейцарцев из Садвейтшена (Sadweitschen/Первомайское) и по три раза в год выезжал в Гольдап, Лик, и Ангербург ради проведения причастия и службы для тамошних кальвинистов. В 1717 году он имел несчастье перевернуться на фургоне во время поездки в Кенигсберг. Он сломал ногу и вскоре скончался в Кенигсберге. Ему на смену пришел Вильгельм Крайтон (Wilhelm Crichton) из рода инстербуржских шотландцев, родившийся 20 мая 1683 года. Его отец, Ганс Крайтон, был лавочником и зажиточным человеком. В 1700 году Вильгельм поступил в Кенигсбергский университет, в 1715 стал священником Королевского Сиротского Дома в Кенигсберге, а в 1718 был приглашен в Инстербург, где до 1730 года возглавлял местную общину, оставив по себе память порядочного учителя. В 1730 году он стал придворным протестантским священником в замковой кирхе Кенигсберга, а в 1732 году церковным инспектором, а также членом церковной и школьной комиссий. Он скончался в Кенигсберге в возрасте 66 лет после продолжительной болезни 24 марта 1749 года. Третий служитель нашей общины, Якоб Вильгельм Тамнау (Jacob Wilhelm Tamnau), крещеный 16 июня 1707 года, был родом из Кенигсберга. Он был сыном кенигсбергского ювелира Иоганна Давида Тамнау. Якоб был королевским воспитанником закрытого пансиона в Берлине. Это означало, что он получал образование за счет государства. Позже он учился в Голландии, в Лейдене, и совершил за свой счет путешествие. 31 мая 1730 года он был рукоположен в Берлине как первый инстербуржский реформаторский проповедник, являвшийся одновременно и инспектором Литовского округа. В это время правительство решило спор с лютеранским духовенством относительно десятины, дабы исповедывающие кальвинизм (реформаторство) платили деньги в кассу своей церкви. Вследствие этого реформаторская община стала процветать. В 1735 году была построена собственная кирха, которую Тамнау торжественно открыл благодарственной проповедью. Свою речь также произнес и президент фон Бюлов. Часть огромных средств, пожертвованных во время ее освещения, Тамнау роздал бедным членам общины. Однако большая часть денег стала основой церковного фонда, из которого вскоре была профинансирована постройка дома проповедника. Центр церковного надзора в это время переместился в Инстербург, так как Тамнау являлся инспектором всех реформаторских общин Гумбинненского района. В связи с таким расширением его обязанностей потребовался второй священник. Тамнау умер в возрасте пятидесяти лет в Пирагиенене (Ангерлинде/Мичурино) на Рождество 1757 года. В этой деревне реформаторские швейцарские семьи ,с французскими именами, составляли основную массу крестьян. Вскоре после своего вступления в должность в Инстербурге, 15 апреля 1731 года, Тамнау женился в Кенигсберге на урожденной Софии Шарлотте Миннен фон Бусс (Sophie Sharlotte Minnen von Buss), которая пережила его и скончалась 17 июня 1759 года. Четвертым проповедником был Якоб Шрёдер (Jacob Schröder), родом из Кюстрина. Он учился во Франфуркте и Лейдене, проповедовал несколько лет во Франции “sous la croix” и был рукоположен 8 февраля 1741 года в Берлине в качестве заместителя реформаторского проповедника Инстербурга, а также проповедника Валлонской общины. Мы видим, насколько внимательно церковное руководство в Берлине заботилось об отдельных общинах разных вероисповеданий. Вскоре после своего вступления в должность, подобно своим предшественникам, он женился. Его избранницей стала Розина Элизабет Каннот (Rosina Eliesabeth Cannot), с которой он сочетался браком в феврале 1742 года, и чей брат впоследствии стал его преемником. После того, как он 17 лет занимал должность заместителя проповедника, он стал главным пастором. При нем была построена собственная реформаторская школа. Шрёдер скончался после продолжительной болезни в Инстербурге, 20 декабря 1779 года. Как уже упоминалось, его преемником стал брат его жены, Эрнст Генрих Каннот (Ernst Heinrich Cannot), который был крещен в Кенигсберге 3 мая 1735 года. Учеба привела его из Кенигсберга во Франфурктский университет. Затем он служил проповедником Сиротского Дома в Кенигсберге, после чего стал заместителем священника в Инстербурге, а в 1780 главным священником. При нем, 14 августа, община отпраздновала 50-летие освящения своей кирхи публичным богослужением. В первый пасхальный день 1792 года был торжественно введен в строй орган. Каннот ушел в отставку, как проповедник инстербуржской общины, 1 марта 1797 года, в связи с плохим состоянием здоровья, а 31 декабря 1802 года также сложил обязанности священника в общине Нойнишкена (Нойнассау/Привольное) чей приход тогда был официально закреплен за Инстербургом. На старости лет он ослеп и умер в Инстербурге 16 ноября 1805 года. Шестым и последним проповедником, исповедовавшим кальвинизм в Инстербурге, был Карл Ламберт (Carl Lambert), родившийся в Берлине 13 октября 1761 года. Там же он был рукоположен в качестве заместителя проповедника Инстербурга 1 октября 1783 года. После того, как главный проповедник заболел, он занял в 1797 году его место. Он управлял общиной в течение 22 лет, вплоть до своей смерти 5 февраля 1819 года. Ламберт сочетался браком с Луизой Юлианной Ворхофф (Louise Juliana Vorhoff), дочерью Георгенбургского священника Иоганна Вильгельма Ворхоффа, которая после его смерти осталась вдовой с неколькими детьми. Интересно, что он женился на дочери лютеранского коллеги еще до слияния обеих протестантских конфессий в 1817 году, чего очень желал король Фридрих Вильгельм III. Времена бедствий 1806/07 годов и освободительные войны весьма способствовали этому. Столь подробным исследованием семей проповедников я в значительной мере обязан господину полковнику Д. Фридвальду Моллеру (D. Friedwald Moeller) из Висбадена, работавшему над книгой о Восточно-Прусских священниках. Далее следует краткий список заместителей проповедников: 1. Н. Реми (N. Remi), который возможно занимал эту должность с 1736 года и умер в 1740 году. 2. Якоб Шрёдер (Jacob Schröder) был прислан в 1742 году из Берлина на его место, после чего, в 1757 году, стал главным пастором. 3. Иоганн Кристоф Мюллер (Johann Christoph Müller) из Кенигсберга являлся с 1755 года священником Сиротского Детского дома в Кенигсберге. В 1762 году он стал заместителем проповедника в Инстербурге, а в 1772 году стал проповедником в Юдшене. 4. Эрнст Генрих Каннот (Ernst Heinrich Cannot) с 1772 по 1780 годы занимал этот пост, после чего стал главным проповедником. 5. Людвиг Теремин (Ludwig Theremin), родом из Гросс-Цитена, около Берлина, стал в 1781 году заместителем проповедника, но в 1782 году переехал в Мемель. 6. Карл Ламберт (Carl Lambert), родом из Берлина, стал заместителем проповедника в 1783 году. О периоде после 1800 года сведения становятся крайне скудны. Время от времени возникают упоминания о проведении различных ремонтных работ в кирхе и реформаторской школе, открытой в 1760 году. В 1835 году советник (ландрат) Бурхард (Burchard) утвердил работы, оцененные в 160 талеров для кирхи и дома священника, а также 139 талеров для школы. Хотя исповедующие кальвинизм известны за свои простые обряды и скромные церковные украшения, инстербуржцам не нравилась их кирха, у которой отсутствовала башня. Тем не менее, им пришлось подождать с этим до 1887 года, когда началось строительство нового храма. Мне до сих пор неизвестны те проповедники, которые занимали этот пост в первой половине 19 столетия. Лишь в середине этого века, около 1860/61 годов упоминается проповедник Мергует (Merguet). Его сын Виктор, родившийся в Инстербурге, в 1861 году получил аттестат зрелости. Известно, что Мергует был недоволен посещаемостью собраний крестьянами из Пирагиенена и Симонишкена. Тем не менее, он был человеком открытым новым веяниям. Мы находим его в числе избирателей первого класса Национально Собрания, в 1849 году. Его преемником в Пелленинкене, в 1845 году, стал сын проповедника, позднее получивший должность суперинтенданта, пастор Даниель Август Хундермарк (Daniel August Hundertmarck), занимавший свой пост аж до 1911 года. Он был одним из основателей общества Древностей в 1880 году и заслужил в городе славу своими заслугами в области социального обеспечения и пенсий. Он контролировал строительство реформаторской кирхи на Маркграфенплац, чей фундамент был заложен в сентябре 1886 года, а торжественное открытие состоялось 24 апреля 1890 года. Эта кирха была возведена по планам Ф. Адлера. Даже когда в 1911 году он покинул свой пост, то продолжил посвящать себя дальнейшему развитию приютов. Ко времени своей смерти в 1911 году он заслужил глубокую благодарность всего района. Егопреемник, последний реформаторский суперинтендант, Д. Кун (D. Kuhn), был талантливым проповедником и занимал этот пост с 1911 вплоть до своей смерти 29 июня 1926 года. К примеру, он создал группу для теологических иследований, объединившую многих восточно-прусских священнослужителей. Следующим был пастор Людерс (Lüders), который также исполнял функции армейског окапеллана (видимо именно поэтому кирха называлась не только Реформаторской, но также и Гарнизонной. прим. переводчика). Офис суперинтенданта был передан в это время в Кенигсберг. Яркие и убедительные проповеди Людерса остались в памяти многих инстербуржцев. Пастор Людерс, который был очень болен, скончался 4 октября 1943 года, избежав тем самым позора изгнания. Чтобы восполнить недостающую информацию о всех этих людях, я прошу их друзей или потомков, поведать то, что им известно о них. Автор Dr. W. Grunert Сообщение отредактировал Stewart - 1.4.2013, 18:09 -------------------- Искренне ваш, Евгений Стюарт
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 1.8.2025, 2:53 |