![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Группа: Участник форума Сообщений: 1685 Регистрация: 6.12.2004 Из: Санкт-Петербург Пользователь №: 70 ![]() ![]() |
Думаю, уже почти все наслышаны о наших приключениях на молдавской границе...
Кому интересно, что там было на самом деле, спрашивайте, расскажу... Могу и показать, так как без фотоаппарата - никуда ![]() Сейчас пытаюсь отдохнуть!!! -------------------- "Жизнь нужно прожить так, чтобы другим неповадно было..."
Интернет-магазин постельного белья и текстиля для дома Flanelle.ru. Подробности - в теме на барахолке ;) |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Группа: Участник форума Сообщений: 1685 Регистрация: 6.12.2004 Из: Санкт-Петербург Пользователь №: 70 ![]() ![]() |
Миссия невыполнима
…или приключения россиян в Молдове… Еще пакуя чемоданы перед отъездом в Кишинев, я практически был уверен в названии будущего материала: «Россия учится на собственных ошибках. Пока на чужой территории». Не стоит обвинять меня в недостаточном патриотизме, но последние события в политической жизни постсоветского пространства, к сожалению, заставляют делать выводы, не требующие особенных умственных усилий. В народе сказали бы одним словом, меня же профессия обязывает быть более корректным: «Теряем политический вес». Потеряли в Грузии… Упустили в Украине… Выборов в Молдове ждали как реванша, но опять просчитались… Запихивая в сумку все атрибуты деятельности журналиста, я даже не мог подумать, что все это мне пригодится гораздо раньше, чем я доберусь до места боевых действий политтехнологов России и Запада. Хотя, какие там технологии? Испытанный способ более чем семидесятилетнего режима: железный занавес. По правде говоря, ощущение, что ввязываюсь в какую-то авантюру, начало преследовать меня еще задолго до посадки в поезд. Но профессиональный долг и чистое любопытство сделали свое дело – я оказался в компании еще почти сотни таких же «наблюдателей» в поезде №61 Санкт-Петербург – Кишинев. В начале девятого вечера 3 марта состав покинул Витебский вокзал и тронулся навстречу приключениям, за событиями которого буквально через несколько часов следила почти вся страна. Стоит заметить, что об условиях в поезде, а вернее, об их полном отсутствии, меня предупреждали заранее. Но то, что пришлось увидеть в вагоне, превзошло все самые плохие ожидания: создалось ощущение, что вагон, в котором в дальнейшем пришлось провести без малого четверо суток, не убирался и не ремонтировался с момента выезда с завода. Двери в купе либо не закрывались, либо не открывались, что периодически приводило к не совсем предвиденным ситуациям. Туалеты – вообще отдельная тема. Мало того, что в одном из них была полностью заморожена система подачи воды и слива (благо, потом отогрелась), а дверь другого закрывалась только свободной рукой находящегося внутри (по правде говоря, не закрывалась, а просто держалась). Сами понимаете, условия весьма экстремальные и для мужчин, не говоря уже о женщинах. Кроме того, в туалетах на полу постоянно была вода, которая неумолимо просачивалась в вагон, так что ковровая дорожка в скором времени пропиталась и издавала не самые приятные благовония. Одним словом – пованивало. Проводники – отдельная песня. Оба – мужеского полу, еще до отправления поезда принявшие на грудь для храбрости. Было полное ощущение, что столько русских сразу они никогда раньше не видели. Стоимость постельного белья они рассчитывали исключительно на все купе и после некоторой паузы, которую брали, видимо, для того, чтобы оценить финансовые возможности пассажиров. Про само же белье даже и вспоминать не хочется. После очередной ноты протеста пассажиров против холода в вагоне решились-таки растопить систему, которая, судя по всему, очень давно не эксплуатировалась, о чем в скором будущем намекнул запах гари, расплывшийся по вагону. На вопрос «Что горит?» проводники отвечали: «Не знаем! Случаев возгорания в вагоне еще ни разу не было!» Боюсь даже себе представить, в каком вагоне пришлось бы ехать, если бы такие случаи имели место быть. Поверьте, все вышеописанное – совсем не лирическое отступление. Это всего лишь попытка описать те условия, запертыми в которых оказалась почти сотня российских граждан за как минимум тремя государственными границами от родной земли (это если не принимать во внимание «границу» Приднестровья с Молдовой). Границы двух союзных государств (Беларуси и Украины) были взяты штурмом с первого раза. Даже Приднестровье мы проскочили под покровом ночи, заплатив всего по 15 рублей с человека «на нужды республики» (правда, кто спал, проехал бесплатно). В восемь утра поезд остановился на станции Бульбока, где находится уже официальный таможенный и пограничный участок. Прошли пограничники… Салют Малышу! Прошли таможенники… Салют Малышу! Прошла транспортная полиция… Прощай паспорта!!! Ступор… Непонимание… Сон как рукой сняло… Во все происходящее верилось с трудом. Сначала казалось, что паспорта вернут к отправлению. Хотя на вопрос «Когда?» проходящий мимо сотрудник транспортной полиции ответил: «Когда обратно поедете. Вот вечером к обратному поезду прицепим и все вернем!» Лицо явно выражало полное отсутствие чувство юмора. Стало не до шуток. Осознание того, что ты сидишь в приграничной зоне другого, пусть и дружественного государства (это я тогда так думал), без заграничного паспорта, который был изъят с формулировкой «арестован», и национальной валюты, грело весьма скудно. Те же, кто додумался отдать внутренний паспорт, вскоре были вынуждены поменять его на заграничный. За окнами вагона в это время начали происходить события, благодаря которым улетучился последний оптимизм: к станции стали съезжаться автомобили, из которых на платформу выходили «сотрудники в штатском». Скажу сразу, людей в масках и с автоматами, о которых со слов очевидцев писали на лентах новостей и говорили в новостях, лично мне не довелось видеть. Но вид одетых как от одного модельера (хотя, какой там модельер? На Апрашке фасоны лучше) людей не внушал особого спокойствия. Особенно после того, как по несколько таких представителей власти оказались в каждом из трех вагонов, которые к этому времени благополучно отцепили от состава и перегнали на соседний путь. Понимать, что ты проехал почти сорок часов и застрял всего в нескольких минутах от пункта назначения – не самое приятное. Кроме того, сама обстановка начала накаляться. Сведения и слухи менялись каждую минуту: то нас пропускают, то депортируют. Причем, если депортируют, то еще неизвестно когда. Билеты были куплены на послезавтра, так что не исключался вариант, что мы простоим еще двое суток в этой забытой всеми глуши. Поселок Бульбока останется в моей памяти навсегда. Сотрутся Прага, Хельсинки, Копенгаген… Но Бульбока останется. Уверен, не только у меня, но и у почти сотни тех, кто там провел 5 марта 2005 года. Почти все из них ехали наблюдателями на выборы, были «завербованы» международной организацией CIS-EMO, но именно из-за этого и остались на границе. Молдаване говорили, что мы собираемся устроить вооруженный переворот, что в Кишиневе эпидемия, и они переживают за нас, что в стране готовится революция, и они не гарантируют нашу безопасность. Короче, пытались показать, что все делается во благо пассажиров. Во благо же пассажиров нас сперва не пускали на улицу, пытались пресечь прогулки по вагонам, запрещали фотографировать даже себя и своих сограждан, не говоря уже о съемках «штатских» и самих вагонов на память. Спустя пару часов появилась новая проблема – кончились продукты. К этому времени, поняв, что держать всех в вагонах негуманно, пассажиров выпустили и мы уже наслаждались прекрасными видами платформ и привокзальной территории. Естественно, попытались найти магазин. Но он-то находился за пределами приграничной зоны. Стоит отдать должное молдаванам, они позволили маленькими группами пройти в магазин, правда за каждой группой следовали один-два «человека в штатском». Видимо, боялись, что мы растворимся, а потом попросим политического убежища. Местный сельмаг (другим словом назвать просто не поворачивается язык) поразил своим ассортиментом: молоко в треугольниках, сырок, хлеб, паштет, йогурт, колбаса и несколько видов вина и коньяка. Вполне естественно, все продавалось исключительно за молдавские леи. Откуда у русских появилась эта валюта, не могу понять до сих пор, но спустя час-полтора магазин можно было закрывать, потому как полки оказались абсолютно пустыми. По слухам, некоторые умудрились договориться с продавцом о покупке в твердой валюте (рубли оказались никому не нужны), а многим по неимоверному курсу произвели обмен сами представители власти (до сих пор для меня остается загадкой, к какому ведомству относились «люди в штатском»). Они вообще проявляли неимоверную прыть: за небольшую наценку способствовали доставке вина и коньяка из магазина, близлежащего винзавода, а также домашнего вина местного разлива. Решив, что русские затарились еще надолго, нас начали прятать. В прямом смысле этого слова. Вагоны упорно загоняли на запасные пути как можно дальше от станции. С одной стороны, это вполне объяснимо, потому как мы занимали одну колею из двух основных. Но зачем, спрашивается, ставить вагоны между составами так, что их не видно практически ниоткуда? Власти Молдовы понимали, что скоро про нас либо вспомнят, либо узнают. И правильно делали, поскольку все основные телекомпании и информагентства уже были оповещены самими пассажирами. Еще через час-два на горизонте показались две видеокамеры (как оказалось, приехали ОРТ и Россия). Буквально сразу между журналистами и вагонами, которые снимали, появилась группа людей с погонами и без и двинулась навстречу прессе. И тут мы столкнулись с самой большой проблемой – отсутствием информации. Мы понимали, что журналистам сейчас что-то объясняют, родные и близкие уже сидят у телевизоров и знают, что происходит, лучше нас. Более половины мобильных телефонов благополучно разрядилась. Оставшиеся стали своего рода средством ограниченной информации: абсурд, но мы узнавали из Питера, что происходит с нами самими. На окнах вагонов уже появились надписи зубной пастой «Голодовка», «Холод», «Свободу передвижения»… Скорее для телекамер, поскольку веди мы себя мирно, про нас бы сразу забыли. Пасту стали изымать. Слава богу, что эта суббота оказалась рабочей в России. Работал МИД, работало Российское Посольство в Кишиневе. Не работал только Молдавский МИД. Все русские стояли на ушах, молдаване отдыхали… Через некоторое время к поезду в прямом смысле слова пробился помощник российского посла в Молдове. По крайней мере, у нас появилась надежда, что, раз на таком уровне занимаются нашей проблемой, значит, скоро все разрешится. Но все оказалось намного сложнее. Присутствие помощника посла заключалось в расспросах пассажиров об условиях «содержания», поведении молдавских властей, а также попытке получить какие-либо разъяснения от людей в форме и без. Но что с них спрашивать? Они лишь выполняли приказы тех, кто в этот день был на выходном. К сожалению, среди «заложников» оказались и абсолютно «невинные» люди, пострадавшие только потому, что оказались в одном вагоне с партийными. Одного даже эвакуировали в местную больницу с диагнозом «гипертонический криз». У пассажиров уже начали появляться идеи отделения вагонов от Молдовы, получения статуса автономии. Даже название придумали: «Прирельсовье». Нам даже индивидуальный вагон-ресторан присоединили. Но цены остались, как в пути. Поэтому, кормились там исключительно пограничники, которые оказались такими же заложниками ситуации. Все прекрасно понимали, что Кишинев мы не увидим, и демократические выборы пройдут и без нашего наблюдения. Все ждали только вечернего обратного поезда. Уже хотелось домой, в душ, под одеяло, к телевизору и Интернету. Хотелось, наконец, просто зарядить мобильный телефон. Спустя пятнадцать часов нам вернули паспорта, вагоны прицепили к поезду и без объяснения причин и извинений выслали из страны. Хотя, фактически, в Молдове мы так и не были, поскольку штампа о пересечении границы в паспорта не поставили. Но, по правде говоря, это было уже неважно. Впереди было около сорока часов дороги в тех же самых вагонах, которые, к слову, уже не казались такими ужасными, а, напротив, стали какими-то до боли родными. Обратная дорога была ознаменована постоянным присутствием прессы в вагонах, прохождением границ и таможен практически без досмотра, а также вопросом: «Хватит ли еды?» И, конечно, желанием рассказать о том, что же там действительно было. А выборы? Лично я обо всем также узнал из Интернета и теленовостей. Результат известен: «Россия учится на собственных ошибках. Пока на чужой территории». В народе сказали бы одним словом… PS. Ввиду моего кретинизма, которым я страдаю в последнее время, статья в газету так и не попала... Вроде, должны были на сайт выложить, но даже и не знаю ))) -------------------- "Жизнь нужно прожить так, чтобы другим неповадно было..."
Интернет-магазин постельного белья и текстиля для дома Flanelle.ru. Подробности - в теме на барахолке ;) |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 3.8.2025, 0:56 |