Тему эту я планирую очень широкой, хотя, наверное, она будет малость неактивной, но это уже не от меня зависит.
Итак,
Раздел 1.
Музыкальные форматы.
Как известно, сжатие делится на два вида - сжатие с потерей данных, и сжатие без потерь. Сжатие без потерь - это, к примеру, архивация. Некоторые виды мультимедиа сжатия - тоже без потерь информации, об одном и них я расскажу чуть позже. Остальные же виды музыкального и видео сжатия - непременно с потерями, значительными или нет, но потерями качества. А по-другому нельзя, и будет нельзя до тех пор, пока объёмы наших жёстких дисков не станут поистине запредельными. К примеру, 1 час несжатого видео весит около 10 Гигабайт!!! Даже на DVD-дисках, и то видео сжимают, не с таким жестоким убийством качества, как это делает mpeg-4 сжатие, но всё же...
То же самое и со звуком. Несжатый звук - это страый добрый формат .WAV. Одна минута такого звука соответствует примерно 10 мегабайт объёма на жёстком диске, что есть очень некруто и много, и не только в том, что такой огромный файл дайал-апщикам из Интернета вытянуть невозможно, да и в том, что жёсткий диск у нас не резиновый, и сотня песен в WAV'е займёт крайне много места.
К счастью, существуют форматы, позволяющие хранить музыку намного более сжатой. Самый известный из таких форматов - это MP3, он позволяет сжимать музыку примерно в 10 раз по сравнению с WAV - это зависит от степени сжатия, то есть, естественно, от величины потери качества. Качество (если говорить ОЧЕНЬ грубо и неполно) измеряется количеством килобит в секунду, обрабатываемых проигрывателем, называемое "Битрейтом". Средним качеством считается 128 килобит с секунду (в дальнейшем - KbPs), хорошим - 256 KbPs, но это всё условные и субьективные оценки. Качество звука также зависит от кодека, которым сжимается файл, то есть от принципа, алгоритма сжатия, коих для формата MP3 довольно много. Один из самых популярных - LAME, но есть и много других неплохих.
Постоянный конкурент формата MP3 - это WMA, формат от Дяди Билла. Последняя версия формата, 8.х, очень неплоха, однако этот формат обладает рядом существенных недостатков, как, например, закрытость кодеков, лицензирование музыки (к примеру, вы "сграбили" диск в формат WMA, переписали эти песни кому-то другому, а они... Не работают! Потому что нехорошие дяди из Мейкрософта очень уж не любят аудиопиратов, которыми является, наверное, каждый из нас), отсутсnвие нормальной системы тегов (если кто не в курсе - тег (только не путайте с html-тегами), это информация о музыкальной композиции, показываемая в проигрывателе. К примеру, файл может называться как угодно, а в Winamp'е всё равно будет написано, что это песня такая-то группы такой-то. Более полную информацию о файле можно просмотреть, выдели в его с списке воспроизведения (плейлисте) и нажав ALT+3), и многое другое. Да и к качеству WMA всё же предъявлялись и предъявляются претензии если кому интересно, могу выкинуть сюда результаты сравнительных тестов.
Вообще, MP3 всегда был форматом - камнем преткновения, само его существование приводит к бессоннице и ранней седине все работников аудиозаписывающих компаний, многих музыкантов, да и вообще много кого. Потому что именно этот формат - самый массовый в Интернете, именно его существование позволило появиться такому явлению, как сетевое аудиопиратство.
Цитата
За последние несколько лет мы неоднократно были свидетелями противостояния копирайт-фундаменталистов и сторонников свободного распространения музыки. Многие вспомнят истории с сайтом MP3.com, файлообменной сетью Napster. В центре этих событий - формат MP3, символ музыкальной "халявы"...
Летом 2002 года на крупнейшем информационном сайте Slashdot.org появилась новость об изменении условий лицензирования MP3. По утверждению авторов, за каждый распространенный экземпляр декодера (т. е плейера MP3) разработчики программ должны платить по 0,75 USD владельцам патента (Fraunhofer Istitute и Thomson Multimedia), тогда как ранее отчисления требовались только при распространении кодера (программы, создающей MP3-файлы).
Несколько дней околомузыкальная общественность спорила и яростно возмущалась, пока, наконец, не появилось официальное сообщение Thomson Multimedia, уточняющее, что платить должны только разработчики коммерчески лицензируемых программ, а не авторы свободно распространяемых декодеров - плейеров.
Несмотря на то, что тревога была ложной, эти события и развернувшаяся дискуссия заставили многих ощутить свою беспомощность и зависимость от доброй воли обладателей патентов. Ведь MP3 - не только развлечение для тинейджеров, но и серьезный бизнес, в который вошли производители бытовой электроники, звукозаписывающие компании, провайдеры и различные поставщики мультимедийного контента. И никто не застрахован, что условия лицензирования действительно могут быть пересмотрены.
Каков же выход? Есть ли альтернативы МР3 и другим "закрытым" форматам?
Оказывается, есть. Ogg Vorbis - свободный открытый формат цифровой звукозаписи. Кодер и декодер распространяются по лицензии LGPL, библиотеки и средства разработки - BSD 1. Использование этого формата ни разработчиками, ни поставщиками контента не требует никаких отчислений. Все исходные коды открыты.
Поддержкой разработки формата занимается некоммерческая организация - Xiph.Org Foundation (www.xiph.org, www.vorbis.com), а его "отцом" выступил Кристофер Монтгомери, известный ранее как автор отличного риппера (программы, копирующей треки с аудио CD) cdparanoia. Его работа над новым аудиокодеком продолжается около восьми лет.
Первоначально главным спонсором Xiph.Org была компания iCast, строившая свой бизнес на трансляции и распространении музыки через Интернет. Переход на свободный формат сулил ей некоторую экономию. Ведь, согласно условиям лицензирования МР3, они должны были платить 2% от их дохода. Компания iCast бесславно закончила свое существование в печальный период крушения "дот-комов", но деньги их пошли на хорошее дело.
Летом 2002 года на крупнейшем информационном сайте Slashdot.org появилась новость об изменении условий лицензирования MP3. По утверждению авторов, за каждый распространенный экземпляр декодера (т. е плейера MP3) разработчики программ должны платить по 0,75 USD владельцам патента (Fraunhofer Istitute и Thomson Multimedia), тогда как ранее отчисления требовались только при распространении кодера (программы, создающей MP3-файлы).
Несколько дней околомузыкальная общественность спорила и яростно возмущалась, пока, наконец, не появилось официальное сообщение Thomson Multimedia, уточняющее, что платить должны только разработчики коммерчески лицензируемых программ, а не авторы свободно распространяемых декодеров - плейеров.
Несмотря на то, что тревога была ложной, эти события и развернувшаяся дискуссия заставили многих ощутить свою беспомощность и зависимость от доброй воли обладателей патентов. Ведь MP3 - не только развлечение для тинейджеров, но и серьезный бизнес, в который вошли производители бытовой электроники, звукозаписывающие компании, провайдеры и различные поставщики мультимедийного контента. И никто не застрахован, что условия лицензирования действительно могут быть пересмотрены.
Каков же выход? Есть ли альтернативы МР3 и другим "закрытым" форматам?
Оказывается, есть. Ogg Vorbis - свободный открытый формат цифровой звукозаписи. Кодер и декодер распространяются по лицензии LGPL, библиотеки и средства разработки - BSD 1. Использование этого формата ни разработчиками, ни поставщиками контента не требует никаких отчислений. Все исходные коды открыты.
Поддержкой разработки формата занимается некоммерческая организация - Xiph.Org Foundation (www.xiph.org, www.vorbis.com), а его "отцом" выступил Кристофер Монтгомери, известный ранее как автор отличного риппера (программы, копирующей треки с аудио CD) cdparanoia. Его работа над новым аудиокодеком продолжается около восьми лет.
Первоначально главным спонсором Xiph.Org была компания iCast, строившая свой бизнес на трансляции и распространении музыки через Интернет. Переход на свободный формат сулил ей некоторую экономию. Ведь, согласно условиям лицензирования МР3, они должны были платить 2% от их дохода. Компания iCast бесславно закончила свое существование в печальный период крушения "дот-комов", но деньги их пошли на хорошее дело.
Да, на смену устаревающему и проблемному MP3 пришёл новый гигант - формат OGG, разрабатывавшийся и дорабатывавшийся уже более 10 (!!!) лет. Первыми приняли его Unix-системы, всякие там Линуксы и Фри БСД. Помню даже прикол - поставил себе какой-то Линукс, уже не помню какой, то ли Red Hat 9, то ли Alt Linux, так там из-за этой бодяги с патентованием местный проигрыватель XMMS отказывался воспринимать MP3, прекрасно проигрывая OGG.
В общем, долго приводить сравнительный анализ форматов MP3 и OGG, да и он мало кому будет интересен здесь (если понадобиться, потом выкину), скажу лишь, что по результатам экспериментов (может быть, субъективных) OGG при сжатии с таким же битрейтом, как и MP3, обладает более хорошим качеством звучания при несколько меньших размерах. Это достигается новым алгоримом сжатия, а также сжатием с переменным битрейтом (VBR) - там, где информационная нагрузка большая, битрейт при сжатии автоматически увеличивается, поток звуковой информации уменьшается - уменьшается и битрейт, экономя тем самым место для нас. Да и сами подумайте, какой смысл кодировать тишину с качеством в 256 KbPs, если с качеством в 1 KbPs она будет звучать ничуть не хуже?
Ещё хотелось бы отметить одно из преимуществ OGG - грамотно организованная система тегов. Это вам не галимые два варианта ID3v1 и ID3v2 в MP3, тут очень гибкая и удобная система практически без ограничений.
Господа из Xiph.Org разработали ещё один интереснейший формат - SPX. Формат для сжатия речи. К примеру, я ужал пятиминутный спич Трахтенберга, завалявшийся у меня на винте, до 600 Килобайт без заметного уменьшения качества - всё слова хорошо и чётко слышны, претензий нет. Музыку в этот формат, правда, сжимать нельзя - я проверял...
Теперь, как я и обещал, про формат музыки без потерь качества. Называется он FLAC, для его поддержки даже есть плагин специальный для Winamp'а. Сжимает WAV примерно вдвое, что, конечно, немного, но зато ВООБЩЕ без потерь качества.
Я думаю, в конце концов, по мере развития техники, с ростом объёмов жёстких дисков, мы придём к использованию либо несжатого звука, либо сжатию без потерь качества. Пока же...
На этом, думаю, закончим, и так уже много. Если есть вопросы, задавайте. А я начну раздел 2.
Музыкальные проигрыватели.
Не думаю, что со мной многие будут спорить (хотя найдутся и такие), но скажу, что Winamp - лучший в мире проигрыватель музыки! Быстрый, удобный, красивый, поддерживающий кучу форматов, и имеющий возможность подерживать ещё большую кучу форматов за счёт подключаемых плагинов.
Windows Media Player, даже последний, 10-й версии, ИМХО крайне неудобен, тормознут и глюкав, да и вообще... Всё, что от Майкрософта, подлежит немедленной анафеме, так что не будем о нём говорить!
Есть и другие, менее известные, но в то же время наплохие проигрывватели. Но я о них ничего не знаю, потому что всю жизнь (кроме 11-го класса, когда я ещё был ламером и юзал Windows Media Player) пользуюсь Винампом.
Один из малоизвестных проигрывателей, привлекших моё внимание - это Foobar. В принципе, проигрыватель убогий, даже эквалайзера нет, но до сих пор живёт он на моём винте из-за одной фичи, которой нет даже у великого Винампа - он может массово редактировать теги!!! Очень нужная фича, согласитесь - приятно, когда ваша музыкальная коллекция красиво систематизирована, все песни и музыкальные жанры подписаны... Но вручную, по одному файлу, редактировать теги лень, да и было бы глупо этим заниматься. Вот тут нам помогают различные MassEd'ы и т.д, но программы лучше Foobar'а в этом плане я не встречал...
В общем, много всего я тут понаписал, не знаю даже, решится ли хоть кто-нибудь прочитать всё это. Если всё же нашли такие смельчаки, которые дочитали до этого места, пишите, я могу дальше рассказать про CD-Ripping...