Люк Бессон - гений кинемотографа!
Люк Бессон родился 18 марта 1959 года в семье инструкторов по подводному плаванию и с самого детства готовился продолжить семейную традицию. Все детство он провел на средиземноморском побережье Франции, увлеченно занимаясь нырянием и подводной фотосъемкой. Мечтой его было стать специалистом по дельфинам. Однако мечтам не суждено было сбыться. В семнадцать лет в результате несчастного случая он теряет возможность заниматься своим любимым делом.
Люк возвращается в Париж, где занимается то тем, то другим, пока не привязывается к кино. Он смотрит много фильмов, работает на съемочных площадках, на вспомогательных ролях. В 19 лет он уезжает в Голливуд, но, поработав там «мальчиком на побегушках», возвращается на родину и идет служить в армию. Отслужив три года, он возвращается к кинематографу, сначала в качестве постановщика музыкальных клипов, а потом и как ассистент режиссера в «большом» кино. Дебютом можно считать короткометражную ленту «Предпоследний», первый полнометражный фильм снятый Бессоном была «Последняя битва», снятый на чёрно-белую плёнку в целях экономии средств.
Несмотря на трудности с бюджетом, фильм был снят и тут же режиссер был причислен ко второй французской Новой Волне (начиналась, которая с Жан-Жака Анно и Лео Каракса). Дебют оказался удачным — картина получила два приза на фестивале фантастических фильмов в Авориазе и еще с десяток прочих премий.
Через год, успех был упрочен картиной «Подземка» (Subway, 1985). В ней уже четко читался специфический стиль Бессона — гремучая смесь напряженного действия и мелодраматизма. Его герои и в последующих работах будут заниматься своеобразным «нырянием» в другую, «неродную» им реальность, будь то киллеры из «Никиты» и «Леона» или ныряльщик из «Голубой бездны». Контрастный баланс между внутренним и внешним мирами позволяет режиссеру филигранно прописывать характеры своих героев, создавая феерию действия и страстей.
В 1988 году, Бессон снимает красивейшую ленту о романтике подводного мира «Голубая бездна» (Le grand bleu). Картина, проникнутая ностальгией по детским годам и преклонением перед профессией ныряльщика и кумиром Жаком Майолем, принесла Люку деньги, несколько номинаций на «Сезар» (который в итоге и был вручен за работы бессменного композитора Бессона Эрика Серра и звукооператора ленты) и культовую славу.
Настоящей же вершиной режиссерской карьеры Бессона стал следующий его фильм «Никита» (Nikita, 1990). В ленте наиболее ярко проявился типичный бессоновский стиль повествования, когда быстро развивающийся сюжет снимается с поистине музыкальной стройностью и скрипичной напряженностью. Картину ждал кассовый успех в США. После этой картины, Бессон получил всеобщее признание как режиссер с мировым именем. Во время съемок фильма он сломал ногу и развелся с женой.
Доходы, полученные от двух предыдущих проектов, позволили Бессону вновь обратиться к морской теме и выпустить в 1991 году абсолютно некоммерческий документальный научно-популярный фильм «Атлантис» (Atlantis). Подводная одиссея в духе Кусто стала своего рода прощанием с миром детства, признанием в несбыточности надежд и любви к кинематографу.
В своей следующей, шестой по счету картине, «Леон» (Leon, 1994), Бессон развил образ мрачного киллера, заявленный еще в «Никите». Режиссер впервые позволил полностью раскрыться актерскому дару Жана Рено. Образ по-детски непосредственного и по-взрослому серьезно профессионального убийцы ярко рисуется им в этой картине через историю взаимоотношений взрослого мужчины и двенадцатилетней девочки, сыгранной Натали Портман. Смесь американского постановочного размаха и французской сентиментальности, однако, несмотря на ошеломляющий успех, так и не завоевала ни одного «Сезара».
В 1997 году выходит новая работа Бессона, под названием «Пятый элемент» (The Fifth Element). Люк привлек американских звезд Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена (последний блестяще сыграл еще в «Леоне»), а также свою жену, Миллу Йовович. На постановку было затрачено $90 млн, что выразилось затем в потрясающих декорациях, костюмах Жан-Поля Готье и гриме. Фильм с уже традиционно великолепной музыкой Эрика Серра и порой по-европейски ироничными, а порой по-американски прямыми диалогами окупился, собрав по всем миру $266 млн, послужив своеобразным ответом на ряд критических уколов за тенденцию к американской унификации оригинального авторского стиля режиссера.
Следующей режиссерской работой Бессона стала историческая постановка «Жанна Д’Арк» (Messenger: The Story of Joan of Arc, The , 1999) все с той же Миллой Йовович в главной роли. Реалистичная и пугающая обстановка батальных сцен, потрясающая глубина визуальных образов и волнующая музыка переносят зрителя на пятьсот лет назад, туда, где звуки молитв заглушаются звоном мечей и где беспросветные ночи озаряются пламенем костров, пожирающих невинных жертв.
После шестилетнего перерыва в режиссуре, Бессон возвращается к своему старому проекту, сценарий которого начал писать ещё десять лет назад. И в 2005 году выходит его новая картина «Ангел-А» (Angel-A) романтическая комедия
Режиссёр
1. 1981 — Предпоследний
2. 1983 — Последняя битва
3. 1985 — Подземка
4. 1988 — Голубая бездна
5. 1990 — Никита
6. 1991 — Атлантида
7. 1994 — Леон
8. 1997 — Пятый элемент
9. 1999 — Жанна Д’Арк
10. 2005 — Ангел-А
11. 2006 — Артур и минипуты
Продюсер
1. 1981 — Предпоследний
2. 1983 — Последняя битва
3. 1985 — Подземка
4. 1986 — Камикадзе
5. 1988 — Голубая бездна
6. 1990 — Никита
7. 1991 — Атлантида
8. 1991 — Холодная луна
9. 1993 — Львенок
10. 1994 — Леон
11. 1995 — Придурки
12. 1997 — Не глотать
13. 1998 — Такси
14. 1999 — Жанна Де Арк
15. 2000 — Выход
16. 2000 — Дансер
17. 2000 — Такси 2
18. 2001 — Васаби
19. 2001 — Поцелуй дракона
20. 2001 — 15 августа
21. 2002 — Перевозчик
22. 2002 — Бланш
23. 2002 — Шкура ангела
24. 2002 — Хаос и желание
25. 2003 — Мишель Вальян: Жажда скорости
26. 2003 — Нахал
27. 2003 — Кровавая жатва
28. 2003 — Отбивные
29. 2003 — Фанфан-тюльпан
30. 2003 — Тристан
31. 2003 — Я, Цезарь
32. 2003 — Счастье ничего не стоит
33. 2003 — Такси 3
34. 2003 — Смех и наказание
35. 2003 — Онг Бак
36. 2004 — 13 район
37. 2004 — Нью-Йоркское такси
38. 2004 — Ложь, измена и тому подобное…
39. 2004 — Точная копия
40. 2004 — Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса
41. 2005 — Ангел-А
42. 2005 — Черный ящик
43. 2005 — Быть Стэнли Кубриком
44. 2005 — Револьвер
45. 2005 — Перевозчик 2
46. 2005 — Следующий!
47. 2005 — Три могилы
48. 2005 — Суфлер
49. 2005 — Ze фильм
50. 2005 — Дэнни Цепной пес
51. 2006 — Артур и минипуты
52. 2006 — Любовь и другие катастрофы
53. 2006 — Джунгли
54. 2006 — Когда я был певцом
55. 2006 — Секрет
56. 2006 — Бандитки
57. 2006 — Флора Плам
58. 2007 — Такси 4
59. 2008 — Мисс июнь
Сценарист
1. 1981 — Предпоследний
2. 1983 — Последняя битва
3. 1985 — Подземка
4. 1986 — Камикадзе
5. 1988 — Голубая бездна
6. 1990 — Никита
7. 1993 — Убийца
8. 1994 — Леон
9. 1997 — 2001 — Никита (сериал)
10. 1997 — Пятый элемент
11. 1998 — Такси
12. 1999 — Жанна Де Арк
13. 2000 — Такси 2
14. 2000 — Дансер
15. 2001 — Васаби
16. 2001 — Поцелуй дракона
17. 2001 — Ямакаси: Новые самураи
18. 2002 — Перевозчик
19. 2003 — Мишель Вальян
20. 2003 — Фанфан-тюльпан
21. 2003 — Такси 3
22. 2004 — 13 район
23. 2004 — Нью-Йоркское такси
24. 2004 — Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса
25. 2005 — Ангел-А
26. 2005 — Револьвер
27. 2005 — Перевозчик 2
28. 2005 — Дэнни Цепной пес
29. 2006 — Артур и минипуты
30. 2006 — Бандитки
31. 2007 — Такси 4
Актёр
1. 1981 — Предпоследний
2. 1985 — Подземка
3. 1988 — Голубая бездна
4. 2000 — Такси 2
Оператор
1. 1991 — Атлантида / Atlantis